Метро

Стокгольмская подземка по праву считается одним из самых красивых метрополитенов мира. В 50-е годы правительство решило нести искусство в массы, и сейчас стокгольмское метро (Tunnelbana) называют «самой длинной художественной галереей мира».

В создании метро приняли участие более ста художников, архитекторов и скульпторов Швеции. Среди них – не только состоявшиеся мастера, но и студенты и даже непрофессиональные коллективы. Специальная комиссия отбирала произведения искусства, способные избавить пассажиров от клаустрофобии и прочих стрессов, возникающих при ежедневном спуске на глубину.

Теперь под землей правит дизайн: скульптуры, мозаики, живопись, аппликации, инсталляции и изящные подсветки. 100% андеграунд, знаменитый далеко за пределами Швеции. Но это не только красиво. Как всегда, шведский дизайн функционален, и уникальное художественное оформление станций помогает их различать.

  • T-Centralen

    T-Centralen – центральный узел стокгольмского общественного транспорта. Станцию украшает орнаментальный рисунок «голубая лоза».

    Per Olof Ultvedt 1975.

  • Solna Centrum

    Красно-зеленая пещера символизирует актуальную проблему для Швеции 70-х – сокращение численности сельского населения и начало экологического движения.

    Karl-Olov Björk, Anders Åberg 1975.

  • Hallonbergen

    Увеличенные изображения детских рисунков.

    Elis Eriksson, Gösta Wallmark 1975.

  • Kungsträdgården

    Напольная мозаика.

    Ulrik Samuelson 1977.

  • Kungsträdgården

    Подземный барочный сад иллюстрирует историю королевского парка.

    Ulrik Samuelson 1977.

  • Näckrosen

    Орнамент на потолке станции, названной в честь пруда Näckrosdammen, изображает кувшинки.

    Lizzie Olsson-Arle 1975.

  • Näckrosen

    Экспозиция на тему истории кино. Первоначально станцию хотели назвать Filmstaden – в честь шведского «Голливуда». Так назывался киногородок, открывшийся в районе станции в 1920-х годах. Местными киностудиями было снято множество ранних шведских фильмов.

    Ulrik Samuelson и Lizzie Olsson-Arle 1975.

  • Näckrosen

    «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». Достоевский.

    Ulrik Samuelson и Lizzie Olsson-Arle 1975.

  • Alby

    «Пещера тайн» украшает станцию в типичном стокгольмском «спальном» районе.

    Olle Ängkvist 1975.

  • Fridhemsplan

    Зеленые штрихи на стенах и корабль в стеклянной витрине – композиция на тему моря и природы в целом.

    Ingegerd Möller, Torsten Renqvist 1975.

  • Akalla

    Керамические фотографии иллюстрирующие социалистические идеалы: «быт, отдых и труд мужчин и женщин».

    Birgit Ståhl-Nyberg 1977.

  • Akalla

    Открытая скальная порода, типичная для Синей ветки Tunnelbana. «Пещерные» станции делают Стокгольмское метро по-настоящему уникальным.

    Birgit Ståhl-Nyberg 1977.

  • Huvudsta

    «Висячие сады» на потолке создают неповторимую игру формы и цвета.

    Per Holmberg 1985.

  • Rådhuset

    Грот из песчаника, с воображаемыми архитектурными находками.

    Sigvard Olsson 1975.

  • Tensta

    Вывески на разных языках мира в честь многочисленных эмигрантов, населяющих район Tensta, демонстрируют братство и солидарность.

    Sigvard Olsson 1975.

  • Skarpnäck

    17 «скамейкообразных» скульптур, выстроенных в линию вдоль платформы, отсылают в каменный век.

    Richard Nonas 1994.

  • Rissne

    История мира в Стокгольмском метро.

    Madeleine Dranger, Rolf H. Reimers 1985.

  • Hötorget

    Более ста неоновых светильников причудливых изогнутых форм создают «дополнительное измерение». В подсветке используется пять различных оттенков белого.

    Gun Gordillo 1998.

  • Stadion

    Станция «Stadion» — трибьют остермальмскому стадиону, принимавшему Олимпийские игры 1912 года.

    Åke Pallarp 1973.

  • Universitetet

    Приметный аварийный выход.

    Françoise Schein 1998.

/

Устройство Tunnelbana

Tunnelbana – это 100 станций на трёх ветвящихся линиях (Зелёная, Красная, Синяя): 47 подземных и 53 наземных или надземных. Многие из них – настоящие произведения искусства!

Линии пересекаются в станции T-Centralen, на которой расположен центральный железнодорожный вокзал. Общая протяженность линий более 100 км. Движение в метро непривычное, левостороннее.

Зеленая линия – самая старая (запущена в 1950 г.). Красная линия была открыта в 1964, а Синяя линия, самая новая, была введена в строй в 1975.

Станции «глубокого заложения» — торжество функциональности шведского дизайна и изобретательности мистера Нобеля.

Все подземные станции Синей линии построены по новой технологии «глубокого заложения». Технологически метро вырубают (точнее – взрывают) в скале из гранитной породы. Скала прочная, не пропускает воду, поэтому туннели получаются относительно неглубокие (не более 40 метров). Шероховатый скальный рельеф в новых станциях оставляют без облицовки и обработки. Резкая фактура подчеркнута освещением и затейливой покраской.

  • Входы в метро обозначаются вывесками с большой буквой «Т» (T-Bana).

  • Напольные компасы на платформах многих станций — еще одна приметная особенность стокгольмской подземки.

  • «Пещерный» эскалатор на станции глубокого заложения.

  • Стокгольмское метро — место размещения самых массовых и самых заметных в городе рекламных кампаний.

  • Большинство удаленных от центра станций — наземного типа.

  • Метро входит в общую систему общественного транспорта Стокгольма Storstockholms Lokaltrafik (SL), наряду с пригородными поездами и городскими автобусами.

  • Флагманы подземной транспортной системы — новые составы C20 канадской компании Bombardier.

  • Стокгольмское метро по праву носит звание «самой длинной галереей мира». Здесь представлено несколько сотен уникальных художественных работ.

/

Наряду с московским и монреальским метро, стокгольмское считается одним из самых красивых в мире. Для туриста это не просто транспорт — сюда ходят на экскурсии. Спуститься в Tunnelbana хотя бы раз просто обязан даже закоренелый сноб, считающий передвижение под землей ниже своего классового достоинства.

T for Tunnelbana
  • Подробное знакомство с Туннельбаной — альтернативное времяпрепровождение для дождливого или холодного дня. Максимальное количество интересных станций сосредоточено на Синей линии.

  • Оплатить проезд можно единой Транспортной картой.

  • Бесплатный проезд по всей системе общественного транспорта SL включен в Туристическую карту Стокгольма.

  • Карту метро можно скачать здесь.

Сколько стоит проезд. Транспортная карта SL.
Транспортная карта на 24 часа 100 SEK
Транспортная карта на 72 часа 200 SEK
Проездной на 7 дней 260 SEK
Проездной на 30 дней 690 SEK

Смотрите также

В столице Швеции прошли показы Cheap Monday, Oscar Jacobson, J.Lindeberg, Back...

Бьорн Борг и Джон Макинрой снова в игре.

Музей фотографии Fotografiska представляет выставку «Человек-невидимка» китайского художника Лю Болина.